Исследование: «Картирование Программ в Области Прав Человека в Казахстане»
24 ноября в Астане прошла презентация результатов исследования МИСК: «Картирование программ в области Прав Человека в Казахстане». Исследование было проведено с целью анализа существующих образовательных программ и инициатив в области прав человека, чтобы внести рекомендации по усилению обучения детей и молодежи правам человека в школах, колледжах и вузах.
О методологии исследования: Исследование включало в себя количественный опрос 435 респондентов из 9 регионов Казахстана: по 145 учителей, родителей школьников и студентов. Также был проведен опрос 40 экспертов, включая представителей Министерства образования, директоров школ, учителей, а также правозащитников и общественных экспертов. Кроме того, авторами проведения обзор 366 обучающих программ и инициатив в неформальном секторе, проводимых НПО и международными организациями.
Ключевые результаты:
В государственной системе образования нет обучения правам человека: Исследование выявило отсутствие системной программы обучения детей правам человека, фрагментарную передачу таких знаний в рамках различных предметов и формальный подход к этому процессу.
Гражданское общество активно обучает правам человека: Общественные организации в Казахстане активно обучают 25 различных целевых групп правам человека, по 92 различным направлениям, включая коммуникации и безопасность.
Родители являются первичным источником информации о правах человека для детей. Однако сами они вынуждены искать информацию в Интернете, обращаться к Конституции, не будучи знакомы с правозащитными организациями. Они больше полагаются на школу в вопросах образования детей в области прав человека.
Учителям не хватает знаний для преподавания прав человека. Учителя являются звеном систематизации знаний о правах человека для молодого поколения, но больше половины из отмечают недостаток информации и знаний, а также системных подходов и методик в преподавании. Также отмечаются небольшие проблемы с поиском информации о правах человека на казахском языке.
Требуется обучение тому, как учить правам человека. И родителям, и учителям требуется дополнительное обучение основам концепции прав человека, а также методологии передачи этих знаний ребенку. Кроме того, важен контекст и среда, в которых передача знаний происходит: требуется общее решение проблем насилия, коррупции, неуважения законов в обществе.
Студенты хотели бы изучать права человека в основной программе в учебных заведениях. 81% учащихся отметили это.
Рекомендации: На основе результатов исследования, МИСК собрал 25 ключевых рекомендации, из которых ведущие:
Для каждого уровня образования, от дошкольного и до вузовского, рекомендуется разработать специальные программы по правам человека, которые дают разъяснение их природы, а также механизмов их действия и защиты. Нужно больше взаимодействия с неправительственными организациями, которые могли бы помочь создать эти программы, и эти программы нужно и вводить на системной основе в обязательном порядке для всех учебных заведений.
Правительству РК стоит принять во внимание необходимость внедрения образования в области прав человека в дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской аудитории, как это предусмотрено Всемирной программойразованию в области прав человека. Причем, особое внимание следует уделить дошкольным и школьным учреждениям образования. Системное образование в области прав человека в этой сфере отсутствует. Его подмену правовым образованием следует исключить.
Национальный План действий по образованию в области прав человека необходимо повторить. Проект Постановления Правительства РК следует подготовить рабочей группе, в которую на ряду с чиновниками от образования могли бы войти представители науки, общественные деятели и правозащитники.
После презентации прошла дискуссия, среди участников которой были представители Министерства Юстиции и Министерства Просвещения. Обсуждалось, что необходимо обновить учебники, добавить больше интерактивного материала в современных формах: видео, комиксы, игры, задачки, а также методические пособия к ним.
МИСК вошёл в рабочую группу при Министерстве Юстиции по разработке плана по правовому обучению в школах.