Исследование: «Влияние дезинформации на общество Казахстана»
Skip to main content

Исследование: «Влияние дезинформации на общество Казахстана»

Цель работы: изучить восприятие и влияния дезинформации и пропаганды на жителей Казахстана. Исследование проведено с 1 июля по 31 августа 2022 года методом количественного опроса, в котором приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 14 до 65 лет, проживающих в 16 областных центрах и 32 селах по всей территории Казахстана; опрос проводился на казахском и русском языках. Также было проведено 6 фокус-групп с журналистами, медиаспециалистами, сотрудниками государственной службы и преподавателями вузов.

Аналитический отчет исследования на русском языке.

Аналитический отчет исследования на английском языке.

Исследование показало, что граждане Казахстана подвергаются угрозам дезинформации и пропаганды в значительной мере. Каждый второй житель Казахстана не проверяет достоверность информации, полученной из СМИ и социальных сетей. 73% населения утверждают при этом, что легко ориентируются в информационном поле, и считают, что нет проблемы чрезмерного объема информации. Каждый пятый житель Казахстана также не знает, что такое пропаганда. 

Интересно, что по мнению казахстанцев, наибольший риск появления пропаганды и дезинформации отмечается в сфере внутренней политики. При чтении новостей о внутренней политике Казахстана, 26-29% казахстанцев доверяют казахстанским республиканским и региональным медиа. Наибольшее недоверие у респондентов вызывают российские медиа (25%). При этом 37% считают, что источниками появления пропаганды и недостоверной информации являются местные СМИ и соцсети, а 21% отметили российские медиа. 

Особенно подвержены риску молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, которые чаще других не осознают возможность того, что СМИ могут распространять ложную информацию и редко сталкиваются с дезинформацией. Кроме того, они менее осведомлены о понятии пропаганды и реже, чем другие, усматривают вероятность ее появления в политике. 

Большинство жителей Казахстана получают информацию о жизни в стране из местных СМИ. Однако каждый шестой обращается к российским СМИ для получения политических новостей о Казахстане. Из исследования также следует, что около трети населения северных и центральных регионов Казахстана ориентируются на российские СМИ для получения информации и для толкования происходящих событий в Казахстане и в мире. Почти половина населения Казахстана при этом не доверяет местным или иностранным СМИ, когда дело касается политической ситуации в стране. Большинство людей считает, что риск появления пропаганды больше в местных (44%) и российских (41%) СМИ, а не в китайских (13%) или американских (12%) медиа. 

Исследование в конце концов подтвердило гипотезу авторов о том, что граждане Казахстана, получающие информацию только из одного источника, более подвержены дезинформации, чем те, кто получает информацию из нескольких источников.

Среди тех, кто в наименьшей степени поверил в правдивость распространяемой российскими СМИ информации о характере деятельности  Центральной референс-лаборатории (или, как указывают в СМИ, «биологической лаборатории»), больше населения Астаны, которые чаще, чем граждане других регионов страны, диверсифицируют источники получения информации. Также в меньшей степени выразили свое доверие данной информации граждане с более высоким образовательным уровнем, которые используют разнообразные источники получения информации.

Напротив, среди населения пенсионного возраста, в наименьшей степени диверсифицирующего источники получения информации, в наибольшей степени проявлено негативное отношение к созданию лаборатории в Алматы, что, вероятнее всего, связано с распространяемой российскими СМИ информации о характере ее деятельности.

Население столицы при этом в наибольшей степени диверсифицирует источники получения информации для того, чтобы сформировать свое собственное видение происходящего. В возрастном разрезе молодежь, в отличие от населения пенсионного возраста, значимо чаще обращается и к разным видам источников, и к СМИ разных стран для получения более цельной картины происходящего. Тем не менее речь идет о сравнительно небольшой группе молодежи, что не позволяет вести речь о тенденции. Тогда как в образовательном разрезе диверсифицируют источник информации прежде всего люди с высшим образованием.

Главным вызовом данной ситуации – значимой вовлеченности казахстанской аудитории в поле российской пропаганды и дезинформации – является растущая поляризация в казахстанском обществе, где практически равные доли населения придерживаются противоположных точек зрения о том, можно ли доверять российским медиа или нет.

Таким образом, казахстанское общество подвержено высокому риску дезинформации и пропаганды, и в первую очередь это касается населения старших возрастных групп и населения приграничных с Россией территорий. Ответом на эти угрозы должно стать развитие медиаграмотности, в первую очередь взрослого населения страны и младшей группы молодежи, повышение качества и конкурентоспособности казахстанских медиа, которые могли бы предоставлять полную и качественную информацию по всем вопросам, вызывающим наибольший отклик в казахстанском социуме. Только эти пути позволят повысить уровень доверия в обществе и противостоять растущим вызовам в современном информационном пространстве Казахстана.

Исследование проведено на средства гранта, выданного Государственным департаментом США. Мнения, выводы и заключения, изложенные в исследовании, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Государственного департамента Соединенных Штатов.

Медиа каких стран прибегают к дезинформации? Медиа России: уровень доверия – 42%, уровень недоверия – 36% (Таблица 45).

Пост-релиз: Презентация данных исследования и экспертная дискуссия.

Подписка на рассылку

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

КОНТАКТЫ

050008, Алматы, Казахстан, оф. 728, пр. Абая, 52 В, бизнес-центр Bayzak

+7 776 577 2272 (звонки и WhatsApp) Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Мы в соц. сетях

© МИСК, 1998-2024. Все права защищены.