Закон о молодежной политике
В 2004 году был принят первый закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Молодежная информационная служба Казахстана предложила разработать документ за 4 года до этого. Однако принятый закон был несовершенен, а к 2010 году пришло понимание того, что он нуждается в модернизации. С тех пор мы регулярно вносили свои предложения по его улучшению. В 2010, 2011, 2012 годах поправки в закон трижды обсуждались на [не] конференции ZhasCamp.
ZhasCamp собрал на одной площадке молодежь из всех регионов страны, депутатов Мажилиса Парламента и разработчиков закона о молодежи со стороны Министерства Образования и науки, предоставив возможность разговаривать напрямую. В первый год такого диалога молодые люди озвучили десятки проблем, которые нуждаются в системных решениях.
2010
В 2010 году во время панельной дискуссии, посвященной документу, участники ZhasCamp предложили более 60 различных рекомендаций в закон «О молодежной политике» и адресовали их выступающему здесь члену Комитета по делам молодежи при МОН. После этого в рабочую группу при Министерстве образования по разработке изменений и дополнений в закон «О молодежной политике» вошли 5 молодежных организаций, включая Молодежную информационную службу Казахстана. Они внесли предложения участников ZhasCamp в законопроект.
-
Отказ от чрезмерной опеки молодежи государством, когда спускаются готовые решения для исполнения. Переход к партнерству: молодежь сама должна принимать решения, что и как лучше делать в молодежной политике;
-
Введение 50-процентной скидки на проезд в общественном транспорте для студентов. Разницу покрывают местные исполнительные органы;
-
Введение системы льготных кредитов на жилье для молодых семей, сумма которых уменьшалась бы с рождением детей;
-
Гарантия практики и стажировки для выпускников средних и высших учебных заведений;
-
Отмена налогового сбора за регистрацию молодежных организаций;
-
Введение льготного кредитования бизнес-стартапов молодых граждан
-
Создание при городских акиматах Советов по молодежной политике, членами которых будут молодые лидеры на выборной или выдвижной основе
2011
Осенью участники [не] конференции вернулись к закону и проделанной работе. Выяснилось, что с одной стороны многие поправки не были учтены государственными органами, а с другой, что многие предложения молодежи невозможно отразить в законе – они или слишком абстрактны и декларативны или должны быть отражены в подзаконных актах. После ZhasCamp в 2011 году в рабочую группу по внесению поправок в закон молодежной политике вошли еще 19 организаций, которые пожелали продолжить работу с законопроектом.
2012
В марте 2012 года Министерство образования презентовало законопроект, но депутаты Мажилиса Парламента не увидели в нем конкретики и разгромно раскритиковали законопроект.
«Когда я смотрела и читала этот законопроект, у меня такое было ощущение, что из этих страниц
веет нафталином, настолько он мне показался морально устаревший. И первое мое желание было
действительно либо вернуть, либо надо заново совместно с Министерством образования и науки
готовить новую концепцию и ее широко и публично обсуждать», — сказала депутат Дарига Назарбаева по сообщению корреспондента Tengrinews.kz . А ее коллега Рамазан Сарпеков законопроект о молодежной политике и вовсе назвал «бородатым» и сравнил его с законом о ветеранах.
Параллельно c законопроектом писалась Концепция молодежной политики. Осенью на ZhasCamp член Комитета по делам молодежи МОН РК Нурлан Утешев презентовал рабочую версию Концепции молодежной политики. Участники (не) конференции разделились на три группы для анализа концепции.
Практически в каждом из блоков активисты увидели много пробелов и моментов, которые требовали пояснения. Группа пришла к заключению, что документ не являлся концепцией по сути, так как его большая часть представляла собой аналитическую выкладку о состоянии молодежной политики на 2012 год и была обращена в прошлое, а не в будущее.
После ZhasCamp участники объединились в Коалицию «За прозрачную и эффективную молодежную политику». В нее вошли 10 организаций из 9 городов Казахстана: Молодежная информационная служба Казахстана, ОФ «EurasianExpertCouncil» (Темиртау), ОО «Независимое поколение Казахстана» (Актау), Центр развития молодежи «AstanaYDC» (Астана), Первичная профсоюзная организация студентови магистрантов (Караганда), ОО «Молодежь за здоровый образ жизни» (Семей), Союз патриотической молодежи Казахстана (Астана), Молодежный банк идей города Усть-Каменогорска и Молодежный парламент(Усть-Каменогорск), МОО «Молодежный Маслихат Атырауской области» (Атырау) и Central Asian Center for Civil Society Research&Development (Шымкент). Коалиция начала работать над поправками и предложениями в проект Концепции молодежной политики до 2020 года.
Группа выступала, во-первых, за вовлечение молодежи в формирование, реализацию и мониторинг молодежной политики, и, во-вторых, за комплекс эффективных социально-экономических механизмов ее поддержки: доступного жилья, института стажировки молодых специалистов, льготного проезда для студентов.
2013
В январе 2013 года Коалиция представила в Комитет по делам молодежи МОН РК поправки и предложения в проект Концепции молодежной политики до 2020 года. Мы предложили в документ 120 пунктов, комментариев и вопросов, из которых было учтено лишь 38 коррекционных правок. Без внимания оказались предлагаемые нами принцип партнерства молодежи и государства в молодежной политике, выборные молодежные советы при акиматах, реформирование молодежного совета при президенте в представительный орган, закрепление механизмов прозрачности и подотчетности государственного социального заказа, доступ молодежи к формированию, реализации и мониторингу молодежной политики и ее бюджетов.
Предложения Коалиции
Молодежная группа внесла в документ порядка 120 предложений, комментариев и вопросов.
Анализ основных понятий
Члены Коалиции проанализировали 19 наиболее важных понятий в принятой Концепции молодежной политики.
Основные плюсы и минусы Концепции
Изучив концепции по работе с молодежью Соединенных Штатов Америки, Европейского союза и в отдельности Германии, Польши, Эстонии, а также Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Грузии, Кыргызстана, члена Коалиции провели анализ Концепции
Депутат Мажилиса Парламента Дарига Назарбаева на одном из круглых столов в мажилисе, который был посвящен молодежной политике, выразила сожаление, что Концепция была принята так быстро и без должной экспертизы.
В конце июня этого же года члены Коалиции вновь собрались вместе и начали работать над поправками и предложениями в закон «О молодежной политике», который планировали принять до конца 2013 года. Депутат Мажилиса Мейрам Бегентаев, руководитель рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Закон о молодежи, презентовал процедуры законодательства и поделился с участниками видением молодежной политики.
2014, 2015
В 2014 году МИСК продолжил работу над законопроектом о молодежной политике самостоятельно, в составе рабочей группы при Мажилисе парламента.
Одновременно с этим мы провели 3 экспертизы законопроекта «О молодежной политике»: общую, экономическую и экспертизу на соответствие международным стандартам.
В частности, мы предлагали:
1) Участие молодежи в политике и принятии решений на местном и государственном уровнях. Состав советов и форумов молодежи должна формировать сама молодежь, а не госорганы, а советы должны возглавлять молодые лидеры, а не акимы городов.
2) Льготное получение ипотечного кредита на жилье: его погашение производится за счет бюджета при рождении: 1-ребенка – на 20%, 2-ребенка – на 40%, 3-ребенка – на 70%, 4-ребенка – полностью. Экспертиза МИСК тогда показала, что данная норма вызвала бы рост номинального ВВП на 0,66-1,38%, то есть являлась выгодной для государства.
-
Общая экспертиза
-
Экономическая экспертиза
-
Экспертиза на соответствие международным стандартам
-
Поправки в Закон
Всего Молодежная информационная служба предложила 32 поправки в новый закон.
Новый, второй закон «О государственной молодежной политике» был подписан президентом 9 февраля 2015 года. Из 32 предложений прошли в частичном виде 2 и 1 коррекционная правка. Все остальное не нашло отражение в документе.
Основным достижением этой кампании стало то, что МИСК внес в текст нового закона формулировку его цели: «молодежь участвует в процессе принятия решений».
Также, в статье о молодежных советах, где государство предлагало, чтобы их возглавили акимы городов, и где МИСК предлагал заменить акима на молодого лидера на выборной основе – участие акимов в молодежных советах в итоге было отменено. Кроме того, прошли какие-то коррекционные правки — вместо термина «общественное объединение», которым на первых стадиях пытались определить все молодежные организации, мы предложили термины «неправительственная и некоммерческая организация».
32 поправки
к законопроекту о молодежной политике предложил МИСК
3 поправки
были учтены, в том числе в цель была внесена формулировка: «молодежь участвует в процессе принятия решений».