Исследование: Инвентаризация остановочных комплексов в нецентральных районах Алматы
27 сентября 2017 Молодежная информационная служба Казахстана представила результаты Инвентаризации остановочных комплексов по периферии города в рамках программы Новые Гражданские Инициативы Фонда Сорос-Казахстан и сети Urban Forum Almaty.
Презентация «Инвентаризация остановок в нецентральных районах Алматы» (данные обновлены на октябрь 2017 года).
С апреля по июнь 2017 года прошло 4-этапное исследование в 4-х районах города. В ходе исследования мы проанализировали существующие нормы проектирования и установки остановок в Казахстане, провели инвентаризацию и фото-мониторинг 89 остановок (перепроверка проведена в октябре 2017 г.), исследовали социальные сценарии на остановках и опросили 604 человека, чтобы выявить реальные потребности пассажиров общественного транспорта.
Для исследования были выбраны остановки на проспекте Райымбека от автовокзала “Саяхат” до улицы Саина, на проспекте Сейфуллина от проспекта Раимбека до ЖД вокзала “Алматы-1”, в микрорайоне "Айгерим-1" и на автовокзале “Саяхат”.
Как выяснилось, на 29 остановках (33%) нет остановочных комплексов. 348 из 604 респондентов (пассажиров на остановке) отмечают отсутствие и редкость крыши на остановке.
90% остановок не оснащены пандусами. 433 опрошенных не встречали пандусов на остановках и еще 79 отметили редкость данного оснащения.
На 37 остановках (42%) нет лавочек. Урны отсутствуют на 27% остановок. Кроме того, мы установили, что в 90% случаев рядом с остановками не нанесена автобусная разметка.
В ходе презентации Фариза Оспан, координатор HR-департамента МИСК, участница исследования, поделилась своими впечатлениями:
— У меня сложилось ощущение, что люди, живущие в нецентральных районах города, считают себя недостойными новых, хороших остановок. Когда мы подошли к одному из жителей и спросили: хочет ли он видеть на этом месте новый остановочный комплекс, ответ был отрицательным. "А зачем нам остановка? Мы же не центр, сегодня если построят, завтра же ее разнесут местные хулиганы", — сказал мужчина. Если бы они хотели для себя же хороших условий, пошли бы уже давно в акимат и добились ремонта дорог и установки остановок. Но никто этим заниматься не будет, полно и других забот. Так, на одной из остановок в районе Айгерим-1 мы увидели компанию мужчин, установившую прямо на остановке стол. Они брали из магазина что-нибудь съестное и пили прямо там чай, играли в карты. Вместо мусорного ведра стояла обычная картонная коробка, вместо нормальной скамейки — какое-то бревно.
Результаты исследования показали, что горожане говорят о 4 основных потребностях: маршрутные таблицы, доски объявлений, оборудование остановок интернетом и зарядными станциями. Ни на одну из потребностей остановки на исследованных участках не отвечают.
60% пассажиров ожидают транспорт от 1 до 15 минут. Пассажиры проводят на остановках от 1 до 15 минут, проводя затем от 30 до 60 минут собственно в пути, что является слишком большой потерей времени и может быть рекомендацией к транспортной системе города.
Отдельными кейсами в исследовании стали остановки в районе бывшего автовокзала “Саяхат” и микрорайоне “Айгерим-1”. В микрорайоне "Айгерим-1" всего 19 остановок. Из них только одна имеет конструкцию, остальные — остановки по требованию, но имеющие свои названия и координаты.
На периферии города отмечается острая недостаточность транспортного обеспечения и старый транспортный парк. Остановка "Саяхат" по направлению из города по проспекту Райымбека спроектирована так, что транспортное обслуживание в ее пределах небезопасно для пассажиров: здесь ловят такси на второй полосе движения, люди и автомобили фактически не имеют автономных пространств, а передвигаются вместе хаотично на одном пространстве.
— Здесь сразу бросается в глаза отсутствие специального пространства для посадки и высадки пассажиров по проспекту Райымбека — того, чем являлся старый автовокзал, а существующие остановки как будто рассчитаны только на городской поток пассажиров, не учитывая областного объема. Видно не только проблему с недостатком остановок, но и с транспортной и дорожной системами. Автобусы и маршрутные такси паркуются иногда поперек полосы движения, закрывая ее. Также же они паркуются и делают посадку на левой полосе движения, игнорируя площадку перед остановкой, — отметила Ирина Медникова, генеральный директор МИСК.
В обсуждении результатов проекта приняли участие городские активисты, эксперты, представители компании АРТ Деко, обслуживающей остановки, Центра Урбанистики при акимате г. Алматы, студенты алматинских вузов.
На презентации также выступил Дэнис Кин (Dennis Keen) – автор проекта Monumental Almaty. Он представил коллекцию советского архитектурного типа остановок. Дэнис предлагает горожанам раскрасить одну из старых советских остановок в удаленном нижнем районе города, и делать из таких мест культурные достопримечательности.