Исследование: «Влияние дезинформации на общество Казахстана»
Skip to main content

Исследование: «Влияние дезинформации на общество Казахстана»

Цель работы: изучить восприятие и влияния дезинформации и пропаганды на жителей Казахстана. Исследование проведено с 1 июля по 31 августа 2022 года методом количественного опроса, в котором приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 14 до 65 лет, проживающих в 16 областных центрах и 32 селах по всей территории Казахстана; опрос проводился на казахском и русском языках. Также было проведено 6 фокус-групп с журналистами, медиаспециалистами, сотрудниками государственной службы и преподавателями вузов.

Аналитический отчет исследования на русском языке.

Аналитический отчет исследования на английском языке.

Исследование показало, что граждане Казахстана подвергаются угрозам дезинформации и пропаганды в значительной мере. Каждый второй житель Казахстана не проверяет достоверность информации, полученной из СМИ и социальных сетей. 73% населения утверждают при этом, что легко ориентируются в информационном поле, и считают, что нет проблемы чрезмерного объема информации. Каждый пятый житель Казахстана также не знает, что такое пропаганда. 

Интересно, что по мнению казахстанцев, наибольший риск появления пропаганды и дезинформации отмечается в сфере внутренней политики. При чтении новостей о внутренней политике Казахстана, 26-29% казахстанцев доверяют казахстанским республиканским и региональным медиа. Наибольшее недоверие у респондентов вызывают российские медиа (25%). При этом 37% считают, что источниками появления пропаганды и недостоверной информации являются местные СМИ и соцсети, а 21% отметили российские медиа. 

Особенно подвержены риску молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, которые чаще других не осознают возможность того, что СМИ могут распространять ложную информацию и редко сталкиваются с дезинформацией. Кроме того, они менее осведомлены о понятии пропаганды и реже, чем другие, усматривают вероятность ее появления в политике. 

Большинство жителей Казахстана получают информацию о жизни в стране из местных СМИ. Однако каждый шестой обращается к российским СМИ для получения политических новостей о Казахстане. Из исследования также следует, что около трети населения северных и центральных регионов Казахстана ориентируются на российские СМИ для получения информации и для толкования происходящих событий в Казахстане и в мире. Почти половина населения Казахстана при этом не доверяет местным или иностранным СМИ, когда дело касается политической ситуации в стране. Большинство людей считает, что риск появления пропаганды больше в местных (44%) и российских (41%) СМИ, а не в китайских (13%) или американских (12%) медиа. 

Исследование в конце концов подтвердило гипотезу авторов о том, что граждане Казахстана, получающие информацию только из одного источника, более подвержены дезинформации, чем те, кто получает информацию из нескольких источников.

Среди тех, кто в наименьшей степени поверил в правдивость распространяемой российскими СМИ информации о характере деятельности  Центральной референс-лаборатории (или, как указывают в СМИ, «биологической лаборатории»), больше населения Астаны, которые чаще, чем граждане других регионов страны, диверсифицируют источники получения информации. Также в меньшей степени выразили свое доверие данной информации граждане с более высоким образовательным уровнем, которые используют разнообразные источники получения информации.

Напротив, среди населения пенсионного возраста, в наименьшей степени диверсифицирующего источники получения информации, в наибольшей степени проявлено негативное отношение к созданию лаборатории в Алматы, что, вероятнее всего, связано с распространяемой российскими СМИ информации о характере ее деятельности.

Население столицы при этом в наибольшей степени диверсифицирует источники получения информации для того, чтобы сформировать свое собственное видение происходящего. В возрастном разрезе молодежь, в отличие от населения пенсионного возраста, значимо чаще обращается и к разным видам источников, и к СМИ разных стран для получения более цельной картины происходящего. Тем не менее речь идет о сравнительно небольшой группе молодежи, что не позволяет вести речь о тенденции. Тогда как в образовательном разрезе диверсифицируют источник информации прежде всего люди с высшим образованием.

Главным вызовом данной ситуации – значимой вовлеченности казахстанской аудитории в поле российской пропаганды и дезинформации – является растущая поляризация в казахстанском обществе, где практически равные доли населения придерживаются противоположных точек зрения о том, можно ли доверять российским медиа или нет.

Таким образом, казахстанское общество подвержено высокому риску дезинформации и пропаганды, и в первую очередь это касается населения старших возрастных групп и населения приграничных с Россией территорий. Ответом на эти угрозы должно стать развитие медиаграмотности, в первую очередь взрослого населения страны и младшей группы молодежи, повышение качества и конкурентоспособности казахстанских медиа, которые могли бы предоставлять полную и качественную информацию по всем вопросам, вызывающим наибольший отклик в казахстанском социуме. Только эти пути позволят повысить уровень доверия в обществе и противостоять растущим вызовам в современном информационном пространстве Казахстана.

Исследование проведено на средства гранта, выданного Государственным департаментом США. Мнения, выводы и заключения, изложенные в исследовании, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Государственного департамента Соединенных Штатов.

Медиа каких стран прибегают к дезинформации? Медиа России: уровень доверия – 42%, уровень недоверия – 36% (Таблица 45).

Пост-релиз: Презентация данных исследования и экспертная дискуссия.

Subscribe to the newsletter

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Contacts

050008, Almaty, Kazakhstan, office 728, Abay avenue, 52 В, business center Bayzak

+7 776 577 2272 (call and WhatsApp) This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

we are in social networks

© МИСК, 1998-2024. All rights reserved.