Исследование: «Картирование Программ в Области Прав Человека в Казахстане»
Skip to main content

Исследование: «Картирование Программ в Области Прав Человека в Казахстане»

24 ноября в Астане прошла презентация результатов исследования МИСК: «Картирование программ в области Прав Человека в Казахстане». Исследование было проведено с целью анализа существующих образовательных программ и инициатив в области прав человека, чтобы внести рекомендации по усилению обучения детей и молодежи правам человека в школах, колледжах и вузах.  

О методологии исследования: Исследование включало в себя количественный опрос 435 респондентов из 9 регионов Казахстана: по 145 учителей, родителей школьников и студентов. Также был проведен опрос 40 экспертов, включая представителей Министерства образования, директоров школ, учителей, а также правозащитников и общественных экспертов. Кроме того, авторами проведения обзор 366 обучающих программ и инициатив в неформальном секторе, проводимых НПО и международными организациями. 

Ключевые результаты:

    В государственной системе образования нет обучения правам человека: Исследование выявило отсутствие системной программы обучения детей правам человека, фрагментарную передачу таких знаний в рамках различных предметов и формальный подход к этому процессу. 
    Гражданское общество активно обучает правам человека: Общественные организации в Казахстане активно обучают 25 различных целевых групп правам человека, по 92 различным направлениям, включая коммуникации и безопасность. 
    Родители являются первичным источником информации о правах человека для детей. Однако сами они вынуждены искать информацию в Интернете, обращаться к Конституции, не будучи знакомы с правозащитными организациями. Они больше полагаются на школу в вопросах образования детей в области прав человека.
    Учителям не хватает знаний для преподавания прав человека. Учителя являются звеном систематизации знаний о правах человека для молодого поколения, но больше половины из отмечают недостаток информации и знаний, а также системных подходов и методик в преподавании. Также отмечаются небольшие проблемы с поиском информации о правах человека на казахском языке.
    Требуется обучение тому, как учить правам человека. И родителям, и учителям требуется дополнительное обучение основам концепции прав человека, а также методологии передачи этих знаний ребенку. Кроме того, важен контекст и среда, в которых передача знаний происходит: требуется общее решение проблем насилия, коррупции, неуважения законов в обществе.
    Студенты хотели бы изучать права человека в основной программе в учебных заведениях. 81% учащихся отметили это. 

Рекомендации: На основе результатов исследования, МИСК собрал 25 ключевых рекомендации,  из которых ведущие: 

    Для каждого уровня образования, от дошкольного и до вузовского, рекомендуется разработать специальные программы по правам человека, которые дают разъяснение их природы, а также механизмов их действия и защиты. Нужно больше взаимодействия с неправительственными организациями, которые могли бы помочь создать эти программы, и эти программы нужно и вводить на системной основе в обязательном порядке для всех учебных заведений.
    Правительству РК стоит принять во внимание необходимость внедрения образования в области прав человека в дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской аудитории, как это предусмотрено Всемирной программойразованию в области прав человека. Причем, особое внимание следует уделить дошкольным и школьным учреждениям образования. Системное образование в области прав человека в этой сфере отсутствует. Его подмену правовым образованием следует исключить. 
    Национальный План действий по образованию в области прав человека необходимо повторить. Проект Постановления Правительства РК следует подготовить рабочей группе, в которую на ряду с чиновниками от образования могли бы войти представители науки, общественные деятели и правозащитники.

После презентации прошла дискуссия, среди участников которой были представители Министерства Юстиции и Министерства Просвещения. Обсуждалось, что необходимо обновить учебники, добавить больше интерактивного материала в современных формах: видео, комиксы, игры, задачки, а также методические пособия к ним. 

МИСК вошёл в рабочую группу при Министерстве Юстиции по разработке плана по правовому обучению в школах.  

Subscribe to the newsletter

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Contacts

050008, Almaty, Kazakhstan, office 728, Abay avenue, 52 В, business center Bayzak

+7 776 577 2272 (call and WhatsApp) This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

we are in social networks

© МИСК, 1998-2024. All rights reserved.