Skip to main content

Исследование: Запрос жителей Алматы на велосипедную инфраструктуру

22 сентября в Казахстанском пресс-клубе в 12 часов состоялась пресс-конференция, посвященная Международному дню без автомобилей, на которой были представлены результаты первого социологического исследования спроса жителей Алматы на вело-инфраструктуру.

Аким города Алматы Ахметжан Есимов сообщал о том, что велосипедистов в Алматы всего около 1%, и по этой причине администрация города не планировала уделять строительству велосипедных дорожек большого внимания. Однако данные исследования показывают, что желающих использовать велодорожки не 1, а более 30 процентов.

В июле 2014 года Общественный фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» по заказу Инициативной группы «Вело-Алматы» на средства гранта Посольства США в Казахстане провел опрос 637 респондентов в 5 районах Алматы: Алатауском, Медеуском, Бостандыкском, Алмалинском, Ауэзовском.

На вопрос «Есть ли у вас велосипед?» 25% ответили, что да, и еще 13% отметили, что велотранспорт есть у члена семьи, то есть 38% горожан имеют в доме велосипед. 5% опрошенных берут велосипеды в прокат, еще 17% хотят купить в ближайшее время и 40% не собираются покупать велосипед.На вопрос, в каких целях вы используете его, респонденты, катающиеся на велосипедах, отметили: использую как основное транспортное средство и езжу на работу – 14%, в рекреационных целях – 17%, иногда катаюсь в свободное время – 59%, занимаюсь велоспортом – 2%, велосипед стоит без дела – 4%.

Из тех, кто ездит на велосипедах, наибольшее количество горожан делают это каждый день – 31%, раз в два дня ездят 14% опрошенных, два раза в неделю – 17%, один раз в неделю – 11%, несколько раз в месяц – 17% и один раз в месяц – 10%. Основная масса катающихся ездят в теплое время года с весны по осень. Отсутствие велодорожек алматинцы считают основной проблемой в этой сфере.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются вело-любители:

 

Максимальный балл

9

Отсутствие дорожек, когда приходится ездить по проезжей части, что небезопасно

7,6

Неуважение со стороны водителей авто, дискриминация в ПДД, случаи аварий

6,5

Пешеходы, которые занимают велодорожки

5,8

Мало парковок для велосипедов и частые случаи их кражи

5,8

Плохое качество дорог, тротуаров

5,5

Отсутствие мест хранения велосипеда возле дома

5

Велосипед, его обслуживание – недешевое удовольствие

3,2

Неудобно возить сумку или другую ношу, если есть такая необходимость

2,7

Отсутствие душа в пункте назначения

2,4

Из тех, кто не ездит сегодня на велосипеде, 39% хотели бы начать на нем ездить, 52% - не хотели бы этого делать и 9% затрудняются определить.

Горожане, которые хотели бы ездить на велосипеде, среди основных причин, мешающих купить сегодня велосипед, назвали: отсутствие дорожек (83 респондента), небезопасность (65 человек), дорогую стоимость велосипеда (40 человек) и сезонность этого вида транспорта (20 человек). Алматинцы, которые не хотят садиться на велосипед, мотивируют свой выбор преклонным возрастом (79 человек), более удобным видом транспорта, которым они располагают – автомобиль (42 респондента) и, наконец тем, что это не безопасно (20 человек) и в городе нет велодорожек (19 человек).

На вопрос «Что бы вы хотели поменять, чтобы жители больше использовали велосипеды?» алматинцы ответили: что в городе нужна велосипедная инфраструктура (461 человек), нужно сделать больше охраняемых вело-парковок (251 человек), выделить на дорогах специальную полосу (226 человек), повысить уровень культуры других участников дорожного движения (204 респондента), велосипеды должны стоить дешевле (170 человек), внести изменения в ПДД (108 человек).

Более 90% алматинцев, 491 респондент, положительно воспринимают тех, кто ездит на велосипеде и уверены, что эти люди ведут здоровый образ жизни, 96 человек считают, что это успешные люди разного возраста и 78 – что это в основном молодежь.

Наиболее активно на велосипедах ездят в центральных районах города: Алмалинском, Медеуском, Бостандыкском, намного меньше – в Ауэзовском и Алатауском. Алматинцы в целом с энтузиазмом воспринимают возможность строительства велодорожек по городу, охотно дают рекомендации. До 2% горожан настроены пассивно и не верят в возможность изменений. Среди причин этого называется коррупция, наличие более важных проблем, нехватка места в городе для дорожек и так далее.

Существенная часть рекомендаций горожан – не реалистична или очень абстрактна, например: убрать из города автомобили, общественный транспорт, изменить экологию города, открыть бесплатный прокат велосипедов, или: улучшить условия для велосипедистов, обеспечить безопасность. Однако, многие при ответе на вопросы приводят в пример опыт зарубежных стран, и хотели бы видеть в своем городе современные технологии, такие как карточные парковки, недорогой и повсеместный прокат велосипедов, новые правила дорожного движения. Большинство алматинцев хотели бы, чтобы в южной столице были построены велодороги, отдельные от тротуаров и проезжей части, отгороженные и освещенные.

Кроме этого, такие дорожки жители хотели бы видеть и для детей во дворах. Кроме исследования, организаторы провели мониторинг траффика на велосипедной дорожке по проспекту Абая на отрезке от ул. Желтоксан до ул. Наурызбай батыра в обоих направлениях. Замер был произведен 17 сентября (среда) и 20 сентября (суббота) 2014 г. и показал, что в рабочий день по дорожке проехал 501 велосипедист в обоих направлениях, из которых 363 по дорожке и 138 по проезжей части, а в выходной день – 442 человека, 347 по дорожке и 95 по проезжей части. Итого за два дня по велодорожке проехало 710 и, по проезжей части 233 человека, а всего: 943 велосипедиста.

Subscribe to the newsletter

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Contacts

050008, Almaty, Kazakhstan, office 728, Abay avenue, 52 В, business center Bayzak

+7 776 577 2272 (call and WhatsApp) This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

we are in social networks

© МИСК, 1998-2024. All rights reserved.